ФАС. Дополнения к разъяснениям. Закон «О рекламе»


В начале октября ФАС России дала свои разъяснения по новой редакции закона «О рекламе», вводящей запрет на рекламу на неэфирных каналах. Однако документ не дал ответов на все вопросы, в частности, о судьбе телемагазинов, о необходимости переоформлять лицензию, о возможности использования информационного сотрудничества, в связи с чем «Кабельщик» попросил антимонопольную службу предоставить некоторые дополнительные разъяснения.
Редакция направила в ФАС уточняющие вопросы, ответы на которые дала заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.

- Как следует из положения ст. 14.1 ФЗ «О рекламе», не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется на платной основе или с применением декодирующих устройств. При этом не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе или с применением декодирующих устройств, общероссийские общеобязательные общедоступные телеканалы, а также каналы, распространяемые на территории РФ с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания (т.е. имеющие лицензию на осуществление эфирного вещания). Таким образом, представляется, что телеканалы НЕ ИМЕЮЩИЕ лицензии на эфирное вещание относятся к категории платных телеканалов. Вместе с тем, ст. 13 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет порядок размещения информации в телепрограммах и телепередачах, «доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств».
В этой связи возникает вопрос — корреспондируется ли понятие «платный телеканал» в вышеуказанных законодательных актах, и если нет, какие отличительные признаки платного телеканала должны присутствовать у телеканала-вещателя, по мнению ФАС России?

Т.Никитина: - Статья 14.1 закона «О рекламе» содержит конкретное указание на те телеканалы, на которых не допускается распространение рекламы (это прямая норма, а не отсылочная к нормам какого-то другого закона). Исходя из тех критериев, которые приведены в этой статье ФАС России на основе позиции Минкомсвязи России подготовил разъяснения о применении норм статьи 14.1 закона «О рекламе» с 1 января 2015 года.

- Согласно неоднократным выступлениям г-на Волина и опубликованным недавно разъяснениям, на платных телеканалах будет разрешено так называемое «информационное партнерство» в форме интеграции бренда в контент телеканала. Однако, закон «О рекламе» в существующей ныне редакции допускает лишь «органичную интеграцию в произведения науки, литературы и искусства», не являющуюся по сути рекламой, а лишь неотъемлемой частью контента. Следовательно, при наличии вознаграждения телеканалу со стороны брендообладателя мы имеем дело уже со скрытой рекламой, которая законом запрещена. Как быть с этим противоречием? Как оформлять подобные интеграции таким образом, чтобы это не считалось рекламой? Как телеканалам быть уверенными в том, что их понимание «органичной составляющей» контента совпадет с пониманием ФАС? Не столкнется ли индустрия с массовыми исками со стороны ФАС после внедрения практики продакт-плейсмента в условиях запрета на рекламу?

Т.Никитина: - Норма статьи 14.1 закона «О рекламе» запретит рекламу на определенных телеканалах с 1 января 2015 года. При этом в силу п.9 ч.2 ст.2 закона «О рекламе» не являются рекламой упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Вопрос о том, является ли то или иное упоминание органично интегрированным, решается в каждом конкретном случае. Но если в передаче и т. п. будет привлекаться внимание к тому или иному товару, то такую информацию об этом товаре можно будет признать рекламой. Однако нормы Федерального закона «О рекламе» и в настоящее время применяются точно так же, и в этой части изменений в практике правоприменения со стороны антимонопольных органов не будет.

- В пункте 3 вещательных лицензий телеканалов, попадающих по новому закону под понятие «платные», но работавших до сих пор по рекламной модели, значится: «Рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о рекламе», а в свидетельстве о регистрации СМИ в «Примерной тематике и (или) специализации» прописано: развлекательный, познавательный, реклама в соответствии с законом РФ». То есть каналы имеют право на размещение рекламы объемом 9 минут в час по лицензии и свидетельству СМИ, согласно действующему законодательству. При принятии поправок к закону «О рекламе» возникает противоречие между выданными ранее лицензиями и свидетельствами и принятыми поправками. Что приоритетнее в данном контексте — выданная лицензия или поправки к закону «О рекламе»? Как следует поступать таким телеканалам?

Т.Никитина: - Это вопрос лицензирования. Он не относится к компетенции ФАС России. Закон о рекламе нельзя будет нарушать, а что делать с лицензией (и надо ли с ней что-то делать) целесообразнее задать вопрос в Минкомсвязи России или в Роскомнадзор.

- Коснется ли действие нового закона каналов-телемагазинов, контент которых состоит из рекламы на 100 %, или нет?

Т.Никитина: - Телемагазины, согласно части 3 статьи 14 закона «О рекламе», являются рекламой. Соответственно, порядок их распространения будет таким же, как порядок распространения рекламы. Согласно части 11 статьи 14 закона «О рекламе» требования, установленные частями 1-10, 14.1 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток. Часть 14.1 статьи 14 закона «О рекламе» — это запрет размещения рекламы в платных и кодированных каналах. Соответственно, если телеканал зарегистрирован в качестве рекламного и на нем более 80 % всего вещания — реклама (например, тематический телеканал по телемагазинам), то такой телеканал может размещать рекламу.

- В п. 1 ст. 13 ФЗ «О защите детей от информации...» сказано, что «информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 1-5 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, (прим.: контент 18+) не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и с соблюдением требований частей 3 и 4 настоящей статьи (прим.: маркировка информационной продукции). В п. 14.1 ст. 14 закона «О рекламе» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2015 года) говорится: «Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Вопрос. Можно ли расценивать это следующим образом: отбирая право на распространение рекламы, законодатель, по сути, с 01.01.2015 года освободил лишенные рекламы телеканалы (телепрограммы телепередачи) от обязанности показывать контент 18+ только с 23.00 до 04.00?

Т.Никитина: - Закон о рекламе не вносит изменений в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако порядок распространения рекламы определяется нормами именно закона «О рекламе».

Источник: «Кабельщик»

Поделиться новостью

Вернуться назад